=HARDWARE=

СУММА ТЕХНОЛОГИЙ

/Активная акустическая система Creature II от JB/

 

Сергей Коротков

 

 

JBL – это имя американского происхождения ласкает слух многим меломанам, ценящим яркий «хай-файный» звук, всегда преподносимый в элегантной обертке. Впрочем, профессионалы к JBL тоже неравнодушны, поскольку фирма делает как студийные мониторы для создания аутентичных звуковых образов в ближнем поле, так и мощную акустику для озвучивания дискотек и конференц-залов. На рынке акустических систем JBL успешно существует более полувека. Сейчас JBL входит в холдинг Harman International, по-прежнему ведет обширные научные исследования и выпускает продукцию под своей торговой маркой. Фирма не скупится на свежие инженерные решения и всевозможные нововведения, неизменно пользующиеся фантастическим спросом. Причем удачными получались и динамики, и колонки в целом. Так что опыта в успешном проектировании новых оригинальных акустических систем JBL не занимать.

 

Однако в данном тексте речь пойдет не о «супер-тяжеловесах» JBL, а об аккуратненькой и легонькой мультимедийной акустической стерео-системе под названием Creature II. Складывается впечатление, что Creature II – внеземного, уфологического происхождения. Глядя на это «создание», начинаешь подозревать, что мы не одиноки во Вселенной. Впрочем, вскрытие покажет…

 

Итак… Существует две разновидности Creature II. Первая имеет белый цвет корпуса и зеленую подсветку нижней части сателлитов. Вторая – корпус в серебристом тоне и ярко-голубую (модный «лазерный неон») подсветку сателлитов. Второе исполнение стоит дороже где-то на 10 у.е. Creature II пришла на смену прошлогодней модели Creature: теперь щелчки при настройке уровня громкости не докучают.

 

Упаковка

 

Размер коробки около 270 х 272 х 333 мм. Гофрированный картон облицован мелованной бумагой плюс ко всему целомудренный полиэтиленовый пакет. Художественное оформление неброское, фирменное. А ярко-красный логотип JBL заставляет замечать Creature II среди других продуктов в первую очередь.

 

Внутри  коробки – плотно стыкующиеся прессованные ячейки, выполненные наподобие классической сотовой упаковки для куриных яиц. Похоже, содержимое коробки неплохо защищено от ударов и тряски.

 

Технические характеристики

включая сведения, заявленные производителем

 

JBL ® Creature II

Динамики

Металлическая мембрана более одного дюйма и широкий гибкий подвес  (технология Odyssey)+ сателлиты

Длинноходный 4.5 дюйма (технология Magnum) сабвуфер

Мощность (среднеквадратичная, 10% THD+N),

24 Вт (сабвуфер)

2 х 8 Вт (сателлиты)

Полоса воспроизводимых частот

50..180 Гц (сабвуфер)

180..20000 Гц (сателлиты)

Размеры, мм

229 х 229 х 229 (сабвуфер)

76 х 76 х 76 (сателлиты)

Материал корпуса

Ударопрочный профилированный пластик (сабвуфер)

Ударопрочный пластик (сателлиты)

Входное сопротивление

5..10* кОм

Чувствительность входа при минимальной мощности

400 мВ

Соотношение сигнал/шум

Более 80 дБ

Масса (брутто)

кГ

Магнитное экранирование

Есть (сателлиты и сабвуфер)

Страна-изготовитель

КНР

Разработчик

Harman Multimedia, США

Рекомендованная цена, у.е.

От 120

* - зависит от выходной мощности

 

Описание

 

Форма корпусов как сабвуфера, так и сателлитов вызывает прямые и стойкие ассоциации с колоколами, чья оптимальная акустика выпествовалась веками. Что это, строгий научный расчет или высокоточная интуиция решивших пошалить инженеров-дизайнеров уважаемой во всем мире фирмы? Нынче горе-производители разного рода-племени плодят горы вычурной акустики, которая звучит чуть лучше динамика из коммунальной хрущевской радиоточки. Creature II - совсем иного поля ягода.  Не удивлюсь, когда выяснится, что JBL подсуетилась и прикупила патентик из далекого уголка Вселенной у MiB-овских зеленых ребятишек J. 

Но как бы то ни было, а акустика не только ласкает взгляд, но и вызывает острое желание тактильного контакта. JBL не стала экономить на качестве пластмассы: идеально низкая шероховатость. Чистый честный цвет (рекомендуется использовать для коррекции баланса белого в цифровом фото-видео J). Умеренный глянец.

 

Толщину стенок корпусов не назовешь гигантской. Однако, где надо, там грамотно спрофилированное утолщение, где не надо – разумное снижение толщины. Зато вес всей конструкции минимальный. А будет ли звук на максимальной громкости  дребезжать – об этом в следующем разделе нашего тестирования.

 

JBL в инструкции по эксплуатации Creature II (имеется и на русском языке) предупреждает: НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ в целях «отчистки» пластмассы спиртосодержащие жидкости и растворители, а так же оберегать акустику от прямого попадания флуоресцентного и неонового света.

 

Блок питания выполнен отдельным и весит чуть ли не тяжелее самого сабвуфера. На выходе - аж 3.5 ампера при 18 вольтах! На входе – родимые  220..240 В при 50 Гц. Кстати, блок питания не какой-нибудь «залетный» (частенько нерадивые компании впопыхах комплектуют технику первым попавшимся под руку барахлом даже  для продажи  в той же Европе), а настоящий фирменный, от JBL.

 

Вся коммутация сконцентрирована на тыльной нижней части сабвуфера. Выглядит в целом как сопла двигателей у классического НЛО J). Там же упрятаны кнопка и индикатор включения. Штекеры однозначно различимы как формой пластиковых концевиков  при соответствующей форме гнезд, так и своим цветом. Воткнуть их можно только в одной комбинации, причем практически вслепую. Единственное, требуется определенное, слегка непривычное усилие, поскольку штекеры туговато (в этом есть здравый смысл) входят в гнезда.

 

Длина сателлитных кабелей около 2 метров. Проблем с расстановкой не должно возникнуть даже при ассиметричном расположении сабвуфера. А комплектный шнур (мини-джек на мини-джек) для подключения аудио-устройств (саунд-карты, плееры и т.п.) имеет длину 3 метра. Похвально! Обычно подобные кабели длиннее 1,5 метров не изготавливают. А как раз этих несчастных 1.5 метров и не хватает в случае размещения системного блока сбоку, под обширным столом. Перечисленные кабели белого цвета, строго в масть самой Creature II.

 

Регуляторы уровня баса и СЧ/ВЧ тембра оформлены в виде блестящих крупных эллипсоидов,  высовывающихся по бокам основания сабвуфера. Среднее положение данных регуляторов легко ощущается тактильно по моменту их сопротивления к поворачиванию. Вроде бы мелочь, а жизнь упрощает!

 

Регулятор уровня громкости усиливаемого звука размещен на правом сателлите. Самое примечательное: регулятор этот сенсорный с запоминанием величины уровня. Звук выключается одновременным прикосновением к двум «пятачкам», помеченным как «+» и «-». Включается – прикосновением к любой области сенсора. Как увеличивать/уменьшать громкость – понятно и без слов. Надо только приноровиться к изменению уровня с малым шагом. В этом случае достаточно серии коротких прикосновений, например, легкого «постукивания» пальцем (или ногтем) с интуитивно подобранным интервалом.

 

Акустическое оформление сабвуфера – закрытое, с фазоинвертором. Последний выведен через днище рядом с НЧ-динамиком, который виднеется через решетку отверстий. Дабы чужеродные предметы не затыкали отверстие фазоинвертора, в нем сделаны специальные «крылышки», заодно выполняющие профилирование пульсирующего воздушного потока.

 

Бросается в глаза ширина гибкого подвеса у динамиков сателлитов. При относительно небольшой вогнуто-купольной мембране подвес выглядит исполинским. Подобные пропорции имеют, как правило, мощные среднечастотные динамики, захватывающие диапазон верхнего баса. В Creature II сателлитный динамик еще должен отрабатывать все высокие частоты вплоть до 20 кГц. Безусловно, неспроста здесь JBL разработала и применила (ноу-хау! J) свою технологию Odyssey+.

 

Впечатления от прослушивания и эксплуатации

 

Задействованные аудио-устройства:

·         Типичная встроенная шестиканальная саунд-карта (АС97 кодек ALC650 + INTEL ICH4)

·         Не нуждающаяся в представлении звуковая карта Audigy2 ZS

·         Мр3 плеер Creative

·         Ноутбук Rover (прошлогодний, из недорогих)

Звук на Creature II во всех случаях шёл в стерео-режиме.

 

Первое впечатление от звучания Creature II – правдивость и жизнерадостность. Музыка любого стиля воспроизводится без вранья: все инструменты легко узнаваемы и не «забивают» друг друга. Наиболее удаются джаз и размеренная классика. По силам и оперный вокал. На рок и техно-композициях из репертуара группы PRODIGY лучше не увлекаться громкостью.

 

Некая резковатость воспроизводимых компонент на средних частотах, особенно заметная при максимальной громкости-мощности, свойственна почти поголовно всей активной мультимедийной акустике. Не избежала этого и Creature II. Хотя она выражена гораздо в меньшей степени, нежели чем у большинства (в том числе довольно дорогих) моделей, да и то лишь на отдельных записях с «задранной» амплитудой (перекомпрессированных в студии, или пережатых впоследствии в МР3). Следует отметить, что упомянутая резковатость вряд ли будет раздражать людей со скромной чувствительностью слуха на средних частотах. Тем более что предусмотрена регулировка ВЧ-тембра, влияющая и на уровень пресловутых средних частот.

 

Как растолковали спецы из www.uni-scope.com, пресловутая эта резковатость скорее всего вызвана ростом нелинейных искажений с преобладанием оных именно на средних частотах.

 

Судя по ощущениям, спад на высоких частотах отсутствует, что не удивительно: по сути динамик сателлитов является неплохой «пищалкой». Хотя до специализированных, с купольной мембраной из шелка или титана, нашей «пищалке»  далеко. Опять-таки инженеры JBL явно старались не растерять высоких частот на пути усиления.

 

Наиболее неоднозначны впечатления от воспроизведения самых низких частот. С одной стороны, бас есть (!), он не выпадет из ритма и настырно лупит по организму. С другой стороны, возникает большое подозрение, что заявленные частоты от 50 Гц может и воспроизводятся, но только значительно ослабленные по амплитуде. Увеличение уровня баса не приводит к заметному расширению частотного диапазона в сторону низких частот, т.е. сабвуфер крепко «привязан» к частоте настройке фазоинвертора. Не исключено применение специального «электрического» фильтра, отсекающего лишний бас с учетом хода НЧ-динамика и упругости воздуха под «колоколом». Главное, сабвуфер не дребезжит, не трещит, не хрипит даже на громкости, близкой к максимальной (при уровне баса меньше половины и нормальной записи).

 

Размеры сабвуфера Creature II обманчивы! Этот скромняга способен элементарно растрясти плохо задемпфированные элементы. Если столешница тонковата, то на хороших басах разбросанные по ней мелкие предметы пойдут в пляс, позвякивая в такт музыке. Стоило  водрузить сабвуфер на видеомагнитофон, так начинка последнего моментально откликнулась противным дребезгом. Прятать же на пол Creature II – нонсенс, да и подстраивать тембр будет неудобно. Вывод: стол для размещения сабвуфера желательно иметь помассивнее, с основательной столешницей. Или же ставить сабвуфер на какую-нибудь декоративную тумбу, в идеале выполненную в стиле «хай-тек». Вот тогда рояль Игоря Крутого в интерпретации Creature II будет казаться вам размером с футбольное поле, а аккомпанирующая ему гитара Дэвида Гилмора будет звучать как-будто с небес!  

 

Creature II уверенно, с четкой раскладкой влево/вправо, воспроизводит стерео-эффекты. Что касается глубины сцены, то тут не все так здорово. Сказывается широкая диаграмма направленности сателлитов. Зато нет проблем с их размещением: можно отправить сателлит на книжную полку, если нет места рядом с монитором. Стерео-образ не распадается на части даже при широкой, более двух метров, базе.

 

Тыльная часть поверхности сабвуфера во время продолжительной работы нагревается, но не сильно. Блок питания так же нагревается в меру, причем даже тогда, когда Creature II выключен, т.е. с не извлеченным из розетки 220 В штепселем.

 

Заключение

 

Значится так: арендуете помещение, оформленное в стиле хай-тек, и празднуете в нем новоселье Creature II от JBL. Смущает цена? Ну тогда извините.

 

Преимущества

Недостатки

 

·         Интригующее звучание

·         Баланс частот в большинстве случаев подстраивается ВЧ-тембром

·         Слитный, легкий на подъем бас с возможностью регулировки

·         Компактность

·         Инопланетный, чарующий дизайн

·         Убедительное имя фирмы

·         Высочайшее качество изготовления

 

 

·         Относительно невысокий запас мощности (без искажений)

·         Не самый глубокий бас

 

 

Автор благодарен специалистам UniScope (www.uni-scope.com) за консультации по техническим вопросам.