РУКАМИ НЕ ТРОГАТЬ!

[ активная акустическая система Harman/Kardon ® SoundSticks II ]

 

Сергей Коротков

 

Помнится, поэт Андрей Вознесенский умолял не трогать музыку руками. В конце концов, его мольбы были услышаны по ту сторону Атлантики: американская фирма Hardon/Kardon  выбросила на рынок мультимедийную акустическую систему SoundSticks II со сверхчувствительным сенсорным управлением. Чтобы настроить звук, достаточно лишь приблизить пальцы к панели управления. Руками ничего трогать не нужно.

 

 

Легендарная штатовская марка Harman/Kardon® (www.harmankardon.com) хорошо известна как уже состоявшимся меломанам, так и аудиофилам-хайэндщикам, и в суетливой рекламе вряд ли нуждается. Идя навстречу ожиданиям и пожеланиям людей, много времени проводящих за компьютером и ценящих качественный звук, холдинг Harman International не так давно создал еще одно свое отделение, на сей раз мультимедийное - Harman Multimedia (www.harman-multimedia.com).

 

На сегодняшний день под торговой маркой Harman/Kardon® выпускается одна единственная мультимедийная модель активных акустических систем - SoundSticks II. И коль скоро фирма всегда принципиально сторонилась компромиссных (т.е. дешевых и неоригинальных) инженерных решений,   стоимость ее  нового «экстрасенсорного» акустического чуда и на сей раз находится на должной, весьма престижной высоте. 

 

Как было уже сказано, Harman/Kardon в акустике далеко не новичок, и фирме есть чем гордиться – ее разработкам трудно сыскать что-то равное или хотя бы подобное.  И то правда: в течение более чем полувека устойчиво находиться на передовых позициях,  всякий раз подтверждая свое право на место под солнцем выпуском уникальных изделий (не только в плане дизайна, но и в плане электронной начинки) - это вам не детекторные приемники на коленке собирать. Впрочем, судите сами…

 

Прикид

 

Одного беглого взгляда на SoundSticks II будет достаточно, чтобы со всей ответственностью заявить: на дизайн фирма не поскупилась. Впрочем, любая продукция Harman/Kardon, что называется, видна издалека. Она узнаваема как статуя Свободы или Эйфелева башня - ее совершенно невозможно спутать с продукцией конкурентов или тех, кто безуспешно тщится называться таковыми. Не будет преувеличением сказать, что дизайн от Хэрмана и Кэрдона в мире высокой акустики столь же благоговейно почитаем, сколь дизайн от Кардена – в мире высокой моды. Одним словом, это стопроцентная хайэндовская от кутюр!

 

Взгляните на снимки… То, что человек неискушенный поспешно примет за экспонат из секс-шопа, а более продвинутые и просвещенные  пользователи  – за неизвестный кинетический перформанс сюрреалиста Хоана Миро, есть не что иное как обычные сателлиты. Согласитесь, впечатляет! Хотя сами разработчики назвали их не без едкой иронии – «звуковые палки – 2» .

 

А вот этот «аквариум» произвольной, но очень изысканной формы, напоминающей мозг инопланетянина или какой другой галактический артефакт – это, ребята, сабвуфер. Вместе все эти предметы составляют активный акустический трифоник, способный гармонично вписаться в любую обстановку: от солидного офиса, содержащегося в идеальном порядке, до неряшливой берлоги фаната-интернетчика, где нужную вещь можно отыскать только в поляризованном свете. Впрочем, хватит поэтических отступлений, пора перейти к техническим характеристикам.

 

 

Технические характеристики

включая сведения, заявленные производителем

 

Harman/Kardon ® SoundSticks II

Динамики

Широкополосные, с металлической диафрагмой,  диаметром 1 дюйм. По 4 штуки в каждом сателлите.

Низкочастотный, с диффузором из целлюлозы, диаметром 6 дюймов

Мощность (среднеквадратичная, 10% THD+N), вт

20 (сабвуфер)

2х10 (сателлиты)

Вес, кг

2 х 0.67 (сателлиты)

2.24 (сабвуфер)

Полоса воспроизводимых частот, Гц

44 .. 20 000

Размеры, мм

232* х 232* х 258  сабвуфер

51* х 51* х 254 сателлиты

Материал корпуса

 Прозрачный пластик

 

 

Магнитное экранирование

Сателлиты - да

                                      Сабвуфер - да

Страна-изготовитель

КНР

Разработчик

Harman Multimedia, США

 

 

Рекомендованная цена, у.е.

От 200

* - диаметр описанной окружности

 

 

Описание

 

Трифоническая активная акустическая мультимедиа-система SoundSticks II – это чисто аналоговая модель, т.е без цифровых входов и подключения по USB. От своей предшественницы, модели SoundSticks, она отличается наличием встроенного эквалайзера и уникальным сенсорным регулятором уровня громкости.

 

Эквализация чисто электронная, выполненная без вариантов на одной схеме. Предназначена для корректировки амплитудно-частотных характеристик сателлитов и «безпровального» их сопряжения по частоте с сабвуфером.

 

Никаким тембром и не пахнет. Правда, регулировка уровня сабвуфера (на нем же и расположенная) все-таки материализована.

 

Регулятор громкости-усиления истинно сенсорный, т.е. весьма и весьма чувствительный. Можно сказать, что он является самой «трогательной» во всех смыслах этого слова деталью трифоника.  Сенсор не требует  даже подобия нажатия: чтобы дать ему команду, достаточно незначительного соприкосновения с какой-либо частью вашего тела.

 

Warning!!!

Просьба не принимать близко к сердцу название SoundSticks и не прикасаться к сенсорному регулятору громкости грязными и липкими пальцами – это может привести к преждевременному «залипанию» техники. J

 

Располагается сенсор на правом сателлите. Оформлен он в виде двух зон, визуально очерченных вживленными электродами и помеченных значками «+» и «-». Одновременное прикосновение к обоим символам приводит… нет, не к короткому замыканию, а к выключению звука.

 

Сенсорная регулировка чрезвычайно удобна в пользовании: она бесшумна, долговечна и легка "на подъем". Однако недостатки все-таки имеются. Точнее, всего один недостаток, который при ближайшем рассмотрении оказывается обычным и терпимым капризом. В случае, если звук, не смотря на ваши прикосновения, не изменяется (не становится ни громче, ни тише или вовсе "прорезается"), то при попытке изменить его громкость, необходимо прикоснуться к чему-нибудь металлическому. Смена розетки питания  так же может помочь изменить ситуацию к лучшему.

 

Сквозь дырчатое дно сабвуфера виднеется настоящий фирменный динамик, а не какой-нибудь там полупиратский «no name». Диффузор динамика пропитан и обработан (в стильный богемный рубчик, как кевларовые доспехи Лукасовских джедаев) по специальной технологии. Также в нутре сабвуфера угадывается и «правильный», подобранный по всем параметрам подвес, выполненный из современного упругого материала.

 

Надо ли говорить, что ножки имеют мягкие амортизирующие (кажись, из силикона) «копытца», позволяющие сабвуферу устойчиво басить даже на самой идеально гладкой  поверхности!

 

Предусмотрена подстройка (тугая, надежная, не дребезжащая) наклона корпуса сателлитов, так как оные, согласно теории, должны иметь ярко выраженную направленность в вертикальной плоскости и отсутствие последствий направленности в горизонтальной плоскости. Замечу, если бы четыре динамика разместить в ряд по горизонтали то, как уверяли меня ребята из www.uni-scope.com , с направленностью все бы было наоборот. А так (использовав по 4 динамика в каждом сателлите) инженеры Harman/Kardon убили двух зайцев: уравновесили акустическое излучение сабвуфера и создали почву для равномерного звукового поля с широкой зоной стерео-эффекта.

 

Впечатления от прослушивания и эксплуатации

 

Прослушивание осуществлялось с помощью следующих звуковых карт:

·         встроенная шестиканальная (АС97 кодек ALC650 + INTEL ICH4)

·         Audigy2 ZS

 

В качестве тестового материала были выбраны фонограммы, позволяющие, на наш взгляд, наиболее полно и репрезентативно отследить поведение трифоника во всем заявленном разработчиком частотном диапазоне:

 

·         Игорь Крутой, «Без слов 2», 2004 г.

·         KRAFTWERK, Tour de France soundtrack, 2004 г

·         «Б.Г. поет песни Александра Вертинского», 1994 г.

·         RAGE, Unity, 2003 г.

·         «Лунная соната» Людвига ван Бетховена в исполнении Владимира Горовица (архивная концертная запись 1974 года)

·         The Beatles, Sgt. Pepper Lonely Heart Club Band, 1967 г.

·         Има Сумак, “Песни индейцев Перу”( архивные записи 1962-65 г.г.)

·         Песня “Чунга-Чанга” в исполнении Ленинградского Диксиленда (запись 1984 г.)

 

Замечание: специализированные тестовые диски типа Sheffield и Naim от бонзов адиофильской записи после многократного прослушивания порядком осточертели, вот и потянулась рука к полкам личной фонотеки.

 

Вообще-то, впечатления от прослушивания музыки посредством трифоника SoundSticks II заслуживают отдельной и пространной статьи. Однако мы ограничимся лишь реперными замечаниями, продиктованными прежде всего стремлением угодить как можно более широкому кругу читателей с различными музыкальными, а, стало быть, и амплитудно-частотными пристрастиями. Итак…

 

Во-первых, на всех восьми тестовых образцах трифоник показал себя просто великолепно, полностью оправдав свое название SoundSticks: не понятно, откуда берется звук. Вот из этих вот штучек-палочек? Быть того не может. Почему же тогда звук находится буквально везде, обступает слушателя со всех сторон? Временами складывается ощущение, что сателлитов не двое, а гораздо больше: штук пять как минимум, просто их какой-то фокусник припрятал.

 

Во-вторых, звучание в трифонике прекрасно сбалансировано по частотам. Даже музыка в стилях трэш-метал и диксиленд, экстремальных с точки зрения нагромождения разнородных звуков, производит впечатление прозрачной и даже «графичной».

 

В-третьих, оцифрованные архивные треки получают через трифоник утраченное объемное звучание. Например, с удивлением замечаешь, что у записи Горовица имеется второй план: иногда слышен легкий скрип рояльной педали, а иногда и интеллигентная возня зрителей в партере. Одним словом, впечатляет!

 

В-четвертых, голос великой перуанской певицы Имы Сумак диапазоном в четыре с половиной октавы может служить идеальным тестовым материалом для ЛЮБЫХ акустических систем – переход от меццо-сопрано к басу-профундо дается ей без каких-либо видимых и слышимых усилий.

 

В-пятых, битломаны смогут наконец-то произвести точный хронометраж знаменитого финального аккорда в песне Day in the life с альбома Sgt. Pepper Lonely Heart Club Band. Как известно, он был взят одновременно на четырех фортепиано участниками ливерпульского квартета и звучит ну просто асимптотически долго.

 

В общем, нет совершенно никаких оснований полагать, что в играх и фильмах звук в исполнении SoundSticks II, так сказать, закиснет. Более того, данная акустика не привередлива к источнику звука: недостатки ловко скрадываются, а преимущества выгодно оттеняются (в некоторых физических пределах, конечно).

 

А где же деготь в этой бочке меда? – спросите вы. Секундочку, наковыряем! Поодскребываем со стенок…

 

Бац! Бас хотелось бы «поглыбже», понимаете ли. Еще как понимаем! Однако законам физики-акустики на наше сознание-понимание наплевать-с. Для озвучивания глубокого низкого баса выпускаются сабвуферищи весом под 20 кило и более. А сабвуфер SoundSticks II всего лишь на два килограмма двести сорок грамм тянет. То бишь, если пересчитать на килограммы веса, то получим лучший (удельный J) бас всего хай-энда, то уж мультимедиа точно. Мощность баса столь основательна, что сабвуферу SoundSticks II подавай стол с толстенной столешницей (или мраморную плиту), иначе карандаши-ручки (да что там канцелярия, чашки-ложки!), звеня-трезвоня, упрыгают к такой-а матери. Кстати, общая мощность у SoundSticks II, конечно, не дискотечная, хотя для индивидуально-интимного наслаждения звуком вполне достаточная.

 

Как и следовало ожидать, по мере увеличения угла по отношению к акустическому перпендикуляру озвучиваемые высокочастотные компоненты заметно подсаживаются. Т.е. в полном соответствии с теорией. Но Harman/Kardon не зря деньги дерёт: берешь и наклоняешь корпуса сателлитов так, чтобы динамики смотрели прямиком в сторону ушей. И всё!

 

By the way, никаких troubles с функционированием сенсора как такового замечено не было. Ну а во избежание внезапных самопроизвольных всполохов а-ля зарница SoundSticks II на ночь лучше отключать от розетки 220 В, особенно с российскими перепадами «напруги».

 

Рационализаторское предложение

 

Сателлиты, похоже, скучают по своей независимой подсветке, которая бы одновременно выполняла роль индикатора включения звука. А так, если «замьючил» (в смысле mute) звук на высокой громкости и позабыл об этом, то в случае случайного касания сенсора звук мгновенно включится со всеми вытекающими последствиями. Без индикатора приходится гадать: звука не слышно из-за выставленной малой громкости или же по каким тои иным причинам. В идеале хорошо бы, если яркость такой подсветки была пропорциональна уровню громкости. Более того, почему бы не забацать (к новому году J) цветомузыкальный сервис, благо корпус то прозрачный, осталось только разноцветные светодиоды да простейшие режекторные фильтры вставить. Даешь SoundSticks-Happy New Year !

 

 

Заключение

 

Итак, что мы имеем в сухом остатке. Респектабельная акустика, внушающая на расстоянии уважение к ее владельцу. Звук и внешний вид вызывает положительные эмоции как у сильного, так и прекрасного пола. Великолепный подарок боссу. Великолепный подарок себе любимому. Великолепный повод для вечеринки. Руками не трогать.

 

 

Преимущества

Недостатки

 

·         Действительно комфортный, сбалансированный по частотам звук

·         Отличная имитация объема при воспроизведении СТЕРЕО записей

·         Достаточно высокая мощность

·         Прекрасный дизайн: сателлиты и сабвуфер легко вписываются в любой интерьер

·         Солидное имя разработчика

·         Исключительно высокое качество изготовления

 

 

·         Подсветка не отключается, так как является еще и индикатором подачи питания 220 В

·         Нехилая цена

 

 

 

Выражаем признательность компании (www.jbl-harman.ru) за предоставленный на тестирование экземпляр акустических систем SoundSticks II.     

 

Автор благодарен специалистам UniScope (www.uni-scope.com) за оперативные и исчерпывающие консультации по техническим вопросам.