Еженедельник Свет в Интернет

Главная

Новости

Статьи и обзоры
  Горожанин
  Обнинск в Internet
  Web Design
  Hardware
  Software
  Безопасность
  Серфинг
  Игродром
  Relax
  Технологии
  Web-обзор
  Интернет-ликбез
  Опросник
  УП-Технологии
  ART.net

Ссылки

Архив

О нас

Контакты

Форумы


Основатель:
К.Николаенко

Главный Редактор:
С.Коротков

Web Design:
Neutron


Наш спонсор






Порт POPULAR.RU
POPULAR.RU RegionalBanner Network.






Океан


НПП Метра - промышленные электронные автомобильные вагонные весы
Goldy Interior - салон офисной мебели: кабинеты руководителей, мебель для персонала

= ART.net =

Дмитрий Литвиненко (aka Anti)

Электронный рай

Что такое музыка в нашем обычном понимании? Это кассета или диск, вставляя который в проигрыватель, мы получаем вполне приемлемое звучание. Что такое музыка в понимании дирижера камерного оркестра? Это отдельные инструменты, каждый из которых исполняя свою партию, вкладывает свою часть в то, что называется музыкальным произведением.

Два совершенно разных подхода, не так ли? Теперь применим все это дело к компьютерной тематике. Ну в первом случае не возникает никаких раздумий, комбинацию [.MP3 + Winamp = Love], я думаю, знают все. А что же во втором случае? Давайте разберемся.

Возьмем нашего дирижера. Что он делает? Правильно - дирижирует, то есть управляет различными партиями вверенных ему инструментов. Ну а кто у нас может быть на его месте? Да компьютер, кто ж еще! Вот тут-то мы подходим к концепции построения трэкерной музыки.

Давным-давно, во времена некой Amigi, когда звук только-только появлялся на персональных компьютерах, была придумана такая система воспроизведения музыки, которая реализована во многих ипостасях и по сей день. Смысл состоит в том, что берется одна нота некоего инструмента, ну например, банальный пианиновый "блюм", а затем компьютер заставляют менять звучание этого инструмента так, чтобы получались другие ноты. Подобным образом составлялась последовательность нот, секвенция по-научному или по-англоподобному - трэк. Отсюда и название - трэкерная музыка, а программа, в которой составляются эти последовательности, называется трэкер. На Amige готовая композиция еще носила название модуля, поэтому очень часто трэкерные композиции называют MODами.

С тех незапамятных времен MODы прошли большую эволюцию, связанную в первую очередь с увеличением мощности компьютеров. Сравните 3 дорожки для одновременного сэмплирования на всенародном любимце ZX-Spectrum'е и 128 дорожек, доступных в последних версиях трэкеров. Это 128 одновременных звуков, преобразованных процессором! Сегодня модули можно распознать кроме первоначальных расширений .MOD (ProTracker) расширениям .S3M (Scream Tracker), .IT (Impulse Tracker) и .XM (Fast Trasker II) Последние два типа являются самыми современными и прогрессивными. В последнее время появился еще .MT2 (MadTracker 2), но он мало распространен и ничем не поддерживается кроме родного трэкера.

В каком же виде распространяются MODы? Как ни странно это звучит, но в виде модуля. Это значит, что MOD - это не запись, подобная mp3, а во-первых, набор звучаний инструментов, использованных в трэке, а во-вторых, нот для их воспроизведения. И каждый раз, когда Вы проигрываете модуль, компьютер проигрывает по нотам инструменты, изображая одновременно и дирижера и оркестр. Соответственно, большую часть модуля занимают инструменты, так как сами ноты - просто последовательность символов в лучшем случае более 500кб. Инструменты, в зависимости от качества (физически инструменты - это небольшие wav-файлы), занимают от 200 до 1000 кб в среднестатистическом модуле. Отсюда и получается, что средний MOD занимает от 200 кб до 1.5мб (Конечно, бывают исключения в обе стороны: я видел достаточно очень приятных модулей размером по 40кб!!) А теперь сравните все это с .MP3!

Да ладно! - воскликните Вы. - Значит у MP3 все равно лучше качество.

А вот и не совсем! Как я уже говорил, инструментами в MODе являются wav-файлы. Поэтому звучание MODа с 16-битными 44khz инструментами будет даже лучше, чем у 128kbs MP3 с его обрезанными верхними частотами. Не забывайте, что любой MOD - это всегда оригинал!

Ну хорошо, - опять скажут самые вредные, - а почему я тогда нигде не видел хитов русской поп-сцены в этих Ваших MODах, а только в MP3?

Ага! А вот тут-то мы и подошли к вопросу о том, кто делает трэкерную музыку. Ответ - трэкерная музыка на 80% некоммерческая. Это значит, что созданием модулей может заняться любой, кто чувствует в себе хоть немного таланта. Чтобы делать музыку, сравнимую по звучанию с коммерческой, Вам не нужна ни студия, ни дорогой синтезатор, а только старенький пентиум-133 со звуковой картой. Кстати о звуковых картах - MOD, в отличие от похожего по смыслу, но вражеского MIDI, на всех компьютерах и звуковых картах звучит практически одинаково! Так вот… Заниматься созданием MODов может любой, а некоммерческая музыка в модах только на 80% только потому, что остальные 20% записывают свои MODы на диски в студиях звукозаписи и продают их. Затем всяческие умельцы грабят эти диски в MP3 и Вы можете слышать их на Вашем любимом MUZZ.RU

Какую музыку можно написать в трэкере? Ну, исходя из специфики разложения музыки по нотам, темпу и другим мудреным вещам - любую. Но тут есть свои нюансы. Теоретически, Вы можете спокойно записать голосовую партию ("Солнышко ма-а-а-ё!!!") и включить ее в виде инструмента в свой модуль. Но так как идеологией модулей является их маленький размер, способствующий передаче по Интернету, то мегабайтный инструмент много очков трэку не прибавит, поэтому модули - это за редким исключением не песни.

Круто, круто! Половина народу уже перевернула страницу, а остальная с криками "Ура! Долой попсу!" продолжает с упоением читать…. О чем это я?..

Ах, да. Не песни. А уж далее, кто во что горазд: это значит Rock, Jazz, Ambient, Classic, Country - что только в голову взбредет. Но главное здесь это Techno, Trance и Dance. Именно из-за того, что трэкер по своему устройству больше всего подходит для написания музыки именно в этих стилях, больше всего модульное движение развито в этих направлениях. Это и неудивительно, синтезатор ведь тоже трэкер :0) Вот поэтому-то сайты - места обитания MODов являются просто электронным раем для ценителей данных направлений.

Ну с написанием музыки вроде понятно, а как же с более банальным ее использованием, то есть проигрыванием? Теоретически, хочу сказать, что Winamp умеет проигрывать MODы…

Нет! Стоп! Стоп!!! Я же говорю теоретически. Любой трэкерный музыкант заплачет горькими слезами отчаянья если узнает, что Вы прослушивали его творение в Winamp'e, ибо тут действует формула [MOD + Winamp = Ужас и кошмар] Дело все в том, что тот плагин в Winamp'е, который отвечает за проигрывание модулей сделан не знаю какими частями тела, но хоть он и может что-то проигрывать, не поддерживает и половину эффектов, которые применяются сейчас в модулях - отсюда и совершенно неправильное звучание.

Чем же слушать? Профессионалы советуют ModPlug Player (http://www.modplug.com) Там же Вы найдете и самый популярный сегодня трэкер ModPlug Tracker. Я выбираю плеер Sonique с модульным плагином MikIt (http://www.sonique.com) Он поддерживает практически все модули, а главное имеет очень прогрессивный дизайн. Подробней о плеерах модулей поговорим попозже.

Так. Смотрю, что с теорией мы как-никак разобрались, а теперь пора переходить к практике, то бишь к лазанью по просторам его самого. Инета, в смысле. Существует огромное множество сайтов, посвященных трэкерной музыке и трэкерам, поэтому так как место у меня для статьи уже кончается, продолжение читайте в следующем номере.

А чтобы Вы пока не скучали, сходите на http://www.modarchive.com и попробуйте что-нить послушать :)

#40/26.12.2000

Copyright © Свет в Internet   Designed by Свет в Internet