Жанр: Simulator (Flight Combat) / 3D
Разработчик: 1C: Maddox Games
Издатель: Ubi Soft Entertainment
Дата выхода: 2001 год
Системные
требования (минимальная конфигурация): Операционная
система: Windows 98/Me/2000/XP$; Процессор: Pentium
III 1000 МГц или
аналогичный AMD;
Оперативная память 512 Мб; CD-ROM; Жесткий диск: 1,1 ГБ
свободного места; Видеокарта: 32 МB, DirectX 8.1; Звуковая карта: совместимая с DirectX 8.1; Клавиатура и мышь
Описание
и особенности игры:
Подразделение Maddox Games небезызвестной компании 1С выпустило "Ил-2 Штурмовик". О
том, насколько солидно разработчики подошли к делу, можно получить
представление хотя бы по последним страницам документации: огромный список
литературы и еще более внушительный список благодарностей, в коем немало
английских и германских фамилий. Среди консультантов игры есть ветераны Второй
мировой, служившие в авиации трех сторон – СССР, Германии и западных союзников
по антигитлеровской коалиции (в игре, впрочем, представлены лишь первые две, но
среди советских машин имеются истребители P-39 Aircobra, поставлявшиеся по ленд-лизу). Как хотите, а когда бывшие враги вместе
работают над одной игрой – это, по-моему, очень неплохой знак в нашем не
слишком уютном мире...
Несмотря на свое название, игра отнюдь не
ограничивает ваш выбор штурмовиком Ил-2. В общей сложности в ней имеются три
десятка моделей самолетов, а если считать со всеми модификациями, то все 70! Из
них игроку доступны 11 (32 модификации). Это, конечно же, сам Ил-2 во всем
великолепии 10-ти модификаций, советские истребители ЛаГГ-3 (3 модификации),
Ла-5 ФН, МиГ-3 (3 модификации), Як-1Б, Як-3, Як-7Б, Як-9 (3 модификации),
вышеупомянутый P-39 (3 модификации), а также германские Me Bf-109
(5 модификаций, от F-2 до G-6) и Fw-190 A-4.
Возможность полетать на машинах, отличных от
"титульной" для данной игры, была и в других симуляторах (в "B-17" или поздних
версиях вышеупомянутого Flanker, например), но там они доступны лишь в отдельных миссиях. В
"Ил-2" же карьере истребителя посвящены две из трех кампаний
(соответственно, за СССР и за Германию). По числу миссий единственная
германская кампания сопоставима с двумя советскими (50 в кампании на Ил-2 и 45
– в истребительной). На самом деле миссий еще больше, просто кампании
нелинейные – на определенных этапах выбирается одна из нескольких возможных
миссий. Выбор, впрочем, происходит случайным образом, т.е. не зависит от
предыдущих результатов (но разрушения наземных объектов, произошедшие в прошлых
миссиях, сохраняются). Советская истребительная кампания почти линейна, в ней
такая развилка есть лишь один раз в самом начале. В каждой кампании
представлены 8 этапов войны, связанные с боями в определенном районе: Смоленск,
Москва (на самом деле – западное Подмосковье), Сталинград, Курск, Прохоровка,
Кубань, Крым, Берлин. Число миссий на разных этапах различно; советские и
германские не являются "зеркальными" по отношению друг к другу. По
ходу кампании вы получаете награды и звания (за стрельбу по своим могут и
разжаловать, правда, не расстреливают и в штрафбат не отправляют), а также
успеваете сменить несколько самолетов (последнее жестко прописано в сценарии,
возможности выбора нет; зато вы можете выбирать боекомплект). Звания – от
младшего лейтенанта до полковника и от оберфельдфебеля до оберста
соответственно; при этом вы можете задать начальное. Если хотите сразу
командовать звеном, начинайте сразу с майора, а если всей эскадрильей, то и с
полковника. Поскольку игра русская, со званиями и орденами все в порядке – нет
характерных для западных игры несуразностей вроде присвоения простому летчику
высшего полководческого ордена Победы.
Помимо кампаний, есть отдельные и обучающие
миссии, правда, тех и других маловато; здесь, особенно по части обучающих
миссий, авторам следовало бы брать пример с Microsoft Combat Flight Simulator, где различные приемы воздушного боя
представлены весьма подробно. Есть так же возможность быстрой генерации миссий
(то, что обычно называется Quick
Flight – кстати,
забавно, что там можно задавать принадлежность самолетов независимо от их видов
и летать на советских "мессершмиттах" и германских "Ил-2")
и редактор с весьма богатыми возможностями, позволяющий задавать не только
поведение самолетов, но и наземных объектов. В миссиях могут быть основные,
дополнительные и скрытые (не отображаемые на карте брифинга, но дающие
дополнительные очки) цели. После того, как основная цель выполнена (не
обязательно вами лично, возможно, и союзниками), вы можете жать Esc, не возвращаясь на
базу. Есть, правда, один идеологический глюк: если вы выпрыгиваете с парашютом
до выполнения основной цели, миссия считается проваленной. Но ведь она еще
может быть выполнена союзниками и даже вами – если сбитый вами самолет просто
еще не успел долететь до земли! Интересно, знаете ли, наблюдать на экране
одновременно две надписи – "Миссия провалена! Основная задача
выполнена"...
Теперь о графике. Самолеты смоделированы чуть
ли не до винтика – о кабинах изнутри, но и снаружи дело обстоит не хуже:
предкрылки, воздухозаборники, радиаторы, выхлопные трубы – все это на своих
местах. Сквозь пробоины видна внутренняя структура крыла. Колеса, естественно,
крутятся, из-под них летит пыль и снег, при запуске двигателя из выхлопных труб
вырываются клубы дыма.
Погодные эффекты – туман, дымка, снег, гроза –
в целом очень неплохи, нарекания вызывает лишь дождь при взгляде из кокпита: на
стекле не остается капель. Вода динамическая и здорово смотрится как вблизи,
так и с высоты, когда в ней отражается солнце. Правда, в море она выглядит так
же, как в реках; хотя на морском побережье есть прибой, но он сделан неудачно.
Замечен также глюк с течением Волги в обратную сторону.
Звук тоже неплох, от рева моторов и стрельбы
до потрескивания пламени и шума воздуха. Заметно, как меняется его направление,
когда крутишь головой в кабине. Естественно, все голосовые сообщения идут на
языке соответствующей страны (с дублированием русскими титрами), причем
озвучивали их носители языка.
Как уже упоминалось, игра весьма прожорлива по
части ресурсов – для максимального качества графики рекомендуется вообще
процессор в 1ГГц. Правда, у меня с комбинацией Celeron 466/GeForce 2 64/RAM 192 все летало вполне приемлемо при практически
всех максимальных установках; подтормаживания наблюдались лишь в самых
масштабных воздушных боях (порядка двух десятков самолетов). Но если вы давно
откладывали апгрейд – займитесь им прямо сейчас. "Ил-2" того стоит.