Еженедельник Свет в Интернет

Главная

Новости

Статьи и обзоры
  Горожанин
  Обнинск в Internet
  Web Design
  Hardware
  Software
  Безопасность
  Серфинг
  Игродром
  Relax
  Технологии
  Web-обзор
  Интернет-ликбез
  Опросник
  УП-Технологии
  ART.net

Ссылки

Архив

О нас

Контакты

Форумы


Основатель:
К.Николаенко

Главный Редактор:
С.Коротков

Web Design:
Neutron


Наш спонсор






Порт POPULAR.RU
POPULAR.RU RegionalBanner Network.






Океан


НПП Метра - промышленные электронные автомобильные вагонные весы
Goldy Interior - салон офисной мебели: кабинеты руководителей, мебель для персонала

= Hardware =

3D-ГРАФИКА: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ

Чигирёв Алексей aka XapD hardlover@mail.ru

В конце прошлой статьи я пообещал, что в следующих номерах уделю внимание непосредственно ускорителям, вышедшим в течение 1997-2000 годов. Итак, приступим :)

1997г. н. э.:

Этот год по праву можно считать годом 3dfx Interactive - повсюду наблюдалось засилье карт на двух вышедших процессорах от этой фирмы: Voodoo и Voodoo Rush. Первый, как я уже говорил в прошлой статье, представляет собой связку из трех дискретных микросхем, одна из которых занимается обработкой пикселей и представляет собой собственно абонент шины PCI, вторая - обработкой текстур, а третья - выполняет функции RAMDAC (цифроаналоговый преобразователь, который берет исходные данные из видеопамяти (фреймбуфера) и выводит аналоговый сигнал непосредственно на монитор). На первые две микросхемы приходится 4Мб памяти - по 2Мб на процессор. Также были варианты плат с памятью 6Мб (4Мб + 2Мб) или с микросхемой ТВ-кодера, обеспечивающего возможность вывода картинки на телевизор или совместимую с ним по формату сигнала видеотехнику (видеомагнитофоны, видеокамеры и т.д.). Чипсет поддерживал работу с Glide API или с Direct3D API. В 1997 году появилась поддержка OpenGL (точнее его модификации - QuakeGL, т.е. поддерживались только те команды и расширения OpenGL, которые требовались для работы движка (engine) игры Quake II от ID Software (и игр, построенных на ее движке) через минипорт драйвер, по сути представляющий из себя транслятор OpenGL => Glide. Именно из-за столь плохой поддержки OpenGL и полного отсутствия поддержки Heidi (API, разработанный подразделением Autodesk (Kinetix) для ее профессионального программного комплекса для создания 3D-сцен: 3D Studio MAX) Voodoo не нашел применения в полупрофессиональных графических станциях, хотя имел необходимый для этого потенциал на уровне железа. Также необходимо отметить, что Voodoo являлся "чистым" 3D-ускорителем, а не видеокартой и именно поэтому пользователям приходилось покупать сразу 2 платы. Этот недостаток был призван заменить чипсет Voodoo Rush и платы на его основе. В Voodoo Rush применяется модифицированный PMU-блок, в котором контроллер шины PCI заменен на Proprietary контроллер внутренней шины 2D чипсета Promotion AT25/AT3D от Alliance Semiconductor. Платы на нем несли на борту 3 микросхемы (PMU, TMU, AT25 со встроенным RAMDAC), 6Мб памяти (по 2Мб на чип) и очень часто стоял ТВ-кодер от Chrontel. Кроме фирмы 3dfx в 1997 году в области 3Д свои силы попробовали также конторы S3 Inc. (семейство S3 Virge) и ATI Technologies (семейство ATI Rage I/II). Virge была способны аппаратно "ускорять" (если можно так выразиться - в народе этот "ускоритель" прозвали "графическим замедлителем") только игры, построенные на API Direct3D и то не все... Зато она была избавлена от главных недостатков Voodoo (необходимость ставить две платы и, как следствие, высокая цена конечного решения, два занятых слота PCI, ухудшенная 2В графика в высоких разрешениях) и Voodoo Rush (глючность, высокая цена и скорость ниже чем у Voodoo). ATI Rage I/II являлись недорогими отлично сбалансированными акселераторами. В достоинства им вменялось отличное качество выводимой картинки в 2D, непревзойденное качество и скорость проигрывания видео (MPEG) благодаря аппаратной поддержки компенсации движения и востребования этой поддержки через родной видеоплейер, названный очень оригинально - ATI Video Player. Карты на их основе выпустили только 3 конторы, т.к. ATI отпускала эти чипы "на сторону" в очень ограниченных количествах (возможно именно это послужило тормозом для их распространения на рынке): ATI Technologies (серии Graphics Pro Turbo, Graphics Pro Turbo PC2TV, Impression, Impression PC2TV, 3D Charger, All-In-Wonder), ASUSTeK (серии PCI-V264CT, PCI-V264GT, PCI-V264GT/Plus, PCI-AV264CT, PCI-AV264CT-N, PCI-AV264GT, PCI-AV264GT/Plus), Tekram (M230, M250).

1998г. н. э.:

Вышли процессоры: 3Dfx Voodoo II, 3Dfx Voodoo Banshee, ATI Rage Pro, ATI Rage Pro Turbo, S3 Virge/GX, S3 Trio3D, S3 Savage3D, Matrox G200, Matrox M3D. Рассмотрим их по очереди:

3Dfx Voodoo II:

Имхо, этот чип ждали *так*, как не ждали никакую другую микросхему в истории полупроводниковой индустрии. С ним были связаны надежды и опасения, мечты и планы. Его ждали все - от 12-летних подростков до Джона Кармака, ведущего "игрописателя" в области 3D-игр. И он вышел. Это был монстр, состоящий из 3(!!!) процессоров не считая ничуть не изменившегося RAMDAC от ICS (подразделение Turtle Beach Systems, ныне - Turtle Beach - Voyetra), две из которых выполняли функции TMU, что делало возможным применение мультитекстурирования (наложение двух текстур на такт), о котором раньше не могли даже мечтать. Последняя микросхема была уже знакомым PMU, но сильно улучшенным и доработанным. Например, появилась поддержка нового API - Glide 3.x вместо устаревших Glide 2.x и Glide 1.x. На Voodoo II ставилось или 8Мб памяти (2Мб+2Мб+4Мб) или 12Мб (4Мб+4Мб+4Мб). Карты на его основе быстрее всех выпустила Creative Technology (Creative 3D Blaster Voodoo II), через 2 месяца после нее в строй вудустроителей встала и столь любимая русскому сердцу Diamond Multimedia (Diamond Monster 3D II). Карты ничуть не отличались от эталонных, что позволило:

а). Использовать их в новом режиме SLI (Scan Line Interleaving), когда в систему ставилось 2 карты, причем одна из них обрабатывала четные строки, а вторая - нечетные. Это увеличивало скорость вывода кадров примерно в 1.7 раз, что делало Voodoo II непревзойденным по скорости вплоть до начала 2000 года!

б). Ставить на них драйвера от фирмы Metabyte, которые повышали и без того невиданную производительность еще на 15%!

В следующей статье я продолжу разговор о 1998 годе и перейду к 1999 году. :)

продолжение следует...

Copyright © Свет в Internet   Designed by Свет в Internet