= Hardware =
3D-ГРАФИКА: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ
Чигирев Алексей aka Hard, Крейтор Алексей aka X3|-ZornezopF
продолжение: начало в #83, #88, #89
В прошлом выпуске мы обсудили творения технической мысли, которые совершили огромный скачок в развитии строения 3D-процессоров. В данном выпуске мы порассуждаем на тему 3D в начале 1999 года н.э. А в частности выход nVidia Corp. на рынок видеокарт: Riva 128/ZX, Riva TNT, Riva TNT2(обычная, M64, Vanta, PRO, Ultra, Alladin TNT2). Творения ATI Tech.: Rage128(GL и VR), доработанная модель - Rage128Pro. Ну, ближе к делу.
nVidia Corporation: Riva 128/ZX
Чип Riva 128 корпорации nVidia стал первым изделием по-настоящему шагнувшим на массовый рынок трехмерных ускорителей. Предыдущее творение не было 3D-акселератором по определению - это был всего лишь 2D/Video/Audio (в него был встроен аудиопроцессор) ускорителем. Название этого чипа было не очень перспективным в плане маркетинга - его внутрикорпоративное имя было использовано и в качестве официального названия продукта: NV1.
У Riva 128 были довольно богатые возможности в плане 3D: поддерживались API OpenGL, Direct3D. Чип был особенно популярен у геймеров. Ускоритель в Quake2 (самой популярной на то время 3D игре) показывал, если скромно сказать, неплохие результаты (примерно 40 кадров в секунду в разрешении 640х480 на самом распространенном процессоре того времени - Intel Pentium II - 300). Позже была выпущена новая редакция этого чипа, получившая название Riva 128ZX, которая поддерживала адресацию восьми мегабайт видеопамяти вместо четырех у Riva 128. Однако также поставлялись карты с четырьмя мегабайтами.У "новой" разработки были также другие незначительные улучшения, о которых мы не будем упоминать. У карт на Riva 128 были некачественно написанные драйвера кроме плат, собранных ASUS. В связи с этим очень много людей перезаписывали BIOS своих карт других производителей на BIOS от ASUS, для того чтобы поставить наиболее качественные драйвера из существующих.
nVidia Corporation: Riva TNT
nVidia пошла по эволюционному пути развития выпустив свой графический акселератор следующего поколения Riva TNT. RIVA TNT (twin-texel) - первый интегрированный 128-разрядный 3D-процессор, обрабатывающий 2 пиксела за такт, что позволяет достичь впечатляющей скорости заполнения - 250 миллионов пикселов в секунду и наложения нескольких текстур за один проход (single-pass multi-texturing). 32-разрядный конвейер, 24-разрядный Z-буфер и 8-разрядный буфер шаблонов (stencil buffer) делают RIVA TNT лидером в области 2D и 3D-графики. Процессор удовлетворяет спецификациям PC'98 и DX6 и может применяться для всего спектра приложений - от трехмерных игр до DVD и видеоконференций.
nVidia Corporation:Riva TNT2
Riva TNT2 - новый чип от nVidia должен был стать тем самым римейком, которого все ждали. Итак, что же предлагала нам nVidia под личиной Riva TNT2?
Технология 0.25 мкм, что позволяет чипу меньше нагреваться. Работа на частотах 125/150 МГц. Доработанный блок рендеринга, позволяющий повысить скорость на 10-15%. RAMDAC 300 МГц, что позволяет работать в сверхвысоких разрешениях. Поддержка до 32 Mb памяти типа SDRAM / SGRAM. Пропускная способность памяти - 2.4 Gb/sec. Поддержка AGP 4x. Как мы видим, произошли достаточно серьёзные изменения. Прежде всего то, ради чего всё задумывалось. А именно - скорость! Что есть - того не отнять. Riva TNT2 в номинальном режиме имеет частоты в 1.36 раза большие, чем у Riva TNT. Кроме того, по словам представителей nVidia, каждый производитель будет волен устанавливать такие частоты, какие захочет. Поставил более быструю память и качественный кулер - выставляй более высокие частоты. Были выпущены другие модификации данного чипа M64, Vanta, PRO, Ultra и Alladin TNT2.
nVidia Corporation:Riva TNT2 M64
Странная ситуация сложилась на рынке дешёвых видеокарт в 1999 году. Бывший чемпион - карты Riva TNT стоят в районе 60 долларов за 16 мегабайтную версию. Но вдруг nVidia хочет выпустить на рынок дешёвых видеокарт ещё один продукт - Riva TNT2 M64. Спрашивается: зачем? Зачем выпускать неизвестно что, если на рынке полно дешёвых TNT карт? Ответ есть. И он очень прост. TNT имеет старую технологию 0.35 мкм и уже снята с производства. Кроме того, чипы Riva TNT проданы, и nVidia не волнует, куда денут их производители видеокарт. А денег хочется. Поэтому можно предложить модифицированный вариант Riva TNT2 по более низкой цене, сыграв на раскрученном имени.
Прежде всего, что представляет собой Riva TNT2 M64? Это разновидность чипа, имеющая 64 битный доступ к памяти. Вот так. Графическое ядро 128 битное, а доступ к памяти - 64 битный. Засчёт этого можно существенно понизить цену на M64. Посмотрим на его характеристики.
Технологический процесс 0.25 мкм. 128 битный конвейер рендеринга. 64 битный доступ к памяти. Номинальные частоты 125/150 МГц. Поддержка от 16 до 32 Мб памяти типа SDRAM. Поддержка AGP2x/4x.
Характеристики аналогичны Riva TNT2. За исключением 64 битного доступа к памяти. Кроме того, Riva TNT2 M64 не поддерживает SGRAM.
nVidia Corporation:Riva TNT2 Vanta
Ещё один представитель дешёвых карт nVidia семейства Riva TNT2. Riva TNT2 Vanta так же как и Riva TNT2 M64 имеет 128 битный конвейер рендеринга и 64 битный доступ к памяти. В чём же отличия Riva TNT2 Vanta от Riva TNT2 M64?
Поддержка до 16 Mb памяти. Работа на частотах 100/120 МГц. RAMDAC 250 MHz.
То есть в нашем случае мы видим ещё более упрощённую версию видеочипа Riva TNT2. Для чего это сделано? Для того, чтобы ещё сильнее понизить цену. Как результат - самая низкая производительность со времён Riva TNT. Видеокарты на чипе Riva TNT2 Vanta разгоняются до 125/140 МГц - примерно до уровня неразогнанной Riva TNT2 M64.
nVidia Corporation:Riva TNT2 Pro
Разновидность чипа Riva TNT2. Выполнен по технологии 0.22 мкм. По умолчанию работает на частоте ядра 143 МГц. Разгоняется до 180 МГц. Других отличий нет.
|