Еженедельник Свет в Интернет

Главная

Новости

Статьи и обзоры
  Горожанин
  Обнинск в Internet
  Web Design
  Hardware
  Software
  Безопасность
  Серфинг
  Игродром
  Relax
  Технологии
  Web-обзор
  Интернет-ликбез
  Опросник
  УП-Технологии
  ART.net

Ссылки

Архив

О нас

Контакты

Форумы


Основатель:
К.Николаенко

Главный Редактор:
С.Коротков

Web Design:
Neutron


Наш спонсор






Порт POPULAR.RU
POPULAR.RU RegionalBanner Network.






Океан


НПП Метра - промышленные электронные автомобильные вагонные весы
Goldy Interior - салон офисной мебели: кабинеты руководителей, мебель для персонала

= Hardware =

Алексей Чигирев aka Hard

#24(65)/ 16.10.2001

ИСТОРИЯ ЗВУКА НА ПК

 

Сейчас уже ни один пользователь ПК не представляет своей жизни без звуковой карты. Некоторые называют их саунд-картами (от английского слова sound - звук), саунд бластерами (что в корне неправильно - ниже некорректность такого названия применительно ко всем звуковым картам будет пояснена) и звуковыми адаптерами. Но очень немногие знают, с чего же начинался звук на ПК. Эти люди клеймят компанию Creative Technologies за "монополизацию" рынка. Они забывают, что эта компания - основатель этой области индустрии! Но к продукции этой компании мы перейдем немного позже, а пока попробуем вспомнить о самых первых звуковых картах - Covox и Ad Lib.

Adlib можно полноправно считать первой звуковой картой на ПК (не принимая во внимание PC Speaker из-за его весьма ограниченных возможностей). Ad Lib был выпущен компанией Yamaha, известной в то время своими высококачественными музыкальными инструментами. Представлял из себя Ad Lib чисто музыкальный семплер основанный на технологии FM (в качестве семплера был выбран чип все той же Yamaha - OPL2 в первых версиях Ad Lib-а и OPL3 в более поздних версиях). С точки зрения пользователя эта карта умела только воспроизводить музыку, но не более того. Не было ни возможности записи, ни возможности воспроизводить эффекты. Поддержка Ad Lib-а наряду с PC Speaker была встроена в большинство игр под ДОС. Но у Ad Lib-а был очень существенный недостаток - его высокая стоимость. Далеко не каждый пользователь мог позволить себе такую дорогую игрушку. Так и появился Covox...

Covox не выпускался серийно, как правило, его собирали по схемам, которые водились в огромном количестве на всех BBS и FidoNET конференциях и фэхах. Представлял из себя Covox не более чем АЦП (Аналого-Цифровой Преобразователь) подключенный к параллельному (принтерному) порту. Очень многие игры были выпущены повторно, но уже с поддержкой Covox-a. Под Covox было написано множество различных программ, причем большинство - советскими программистами. Но, несмотря ни на что, ни Ad Lib (в силу своей "музыкальности" и высокой цены), ни Covox (высокая загрузка процессора, низкое качество звука, специфичный интерфейс) не могли стать стандартом. И этим стандартом стала карта Sound Blaster от абсолютно неизвестной в то время сингапурской компании Creative Technologies...

На то время она обладала очень неплохими возможностями. Музыкальный синтезатор и ЦАП/АЦП располагались на одной плате. Так как в то время Creative еще не разрабатывала собственные чипы, она выбрала уже знакомый нам по Ad Lib чип от Yamaha - OPL3. Sound Blaster обладал возможностью воспроизведения и записи 8-и битного звука с частотой дискретизации 22KHz. Карта вставлялась в 8-и битный слот шины ISA, также носившей название XTBUS. Эта карта вследствие своей цены получила огромное распространение. Многие производители ПО поддержали новый стандарт и для многих игр были выпущены новые версии, которые помимо стандартных PC Speaker, Adlib и Covox имели поддержку звука и музыки на Creative Sound Blaster.

Очень многие компании, увидев отчеты Creative о баснословных прибылях, поняли всю перспективность данной отрасли компьютерной индустрии. Так как в то время активных игроков кроме Yamaha с ее Ad Lib-ом и Creative не было, они представили свои разработки совместимые с Sound Blaster как на аппаратном, так и на программном уровнях. Эти карты получили общее название Sound Blaster Clone. В точности повторилась ситуация с IBM PC, когда IBM не запатентовала свою новую разработку (открытую архитектуру) и куча фирм-производителей компьютеров выпустила свои "клоны" оригинала от IBM. Тогда возникла така же неразбериха для пользователей, как и с Sound Blaster-ом. Все компьютеры именовались IBM PC, а звуковые карты - Sound Blaster. Причем как обычно сработал закон конкуренции: клоны превзошли оригинал как по возможностям, так и по цене, чем и простимулировали развитие рынка. Компанию Creative (в отличие от IBM, которая не обратила на конкурентов ровным счетом никакого внимания) абсолютно не устраивало такое положение дел. Для улучшения ситуации ей пришлось выпустить на рынок новый продукт, в тот же день ставший новым стандартом - Sound Blaster PRO.

Sound Blaster PRO был ПЕРВОЙ в истории звуковой индустрии 16-битной картой. В ее основе лежал уже креативовский чип с возможностью воспроизведения и записи 16-битного звука с частотой дискретизации 44КГц. Карта была выполнена под AT BUS (16-bit ISA). Она была последней в истории Creative, на которую не распространялись никакие патенты, и поэтому фирмами-конкурентами опять было выпущено несметное количество клонов (самые яркие примеры таких клонов: Edison Gold 16, Pro Audio Spectrum 16, ESS688, ESS1868/9, Crystal CS4232/5). Так как карту следующего поколения (Sound Blaster 16) Creative "покрыла" патентами с ног до головы, конкурентам вплоть до сегодняшнего дня приходится использовать режим эмуляции Creative Sound Blaster PRO в старых программах (таких, как игры написанные под MS-DOS).

Следующим этапом стал уже отмеченный выше Sound Blaster 16. В распространении новой карты немаловажную роль сыграла Microsoft (ну какая же без нее???). Дело в том, что вскоре после начала продаж SB16 (1994г.) Microsoft выпустила первую версию своего пакета API (Application Programming Interface) для всех частей компьютера, и к области звука относился API, названный DirectSound. В то же время начался выпуск первых игр, написанных под этот API. И все бы было хорошо, если бы не одно "но". Если игра или приложение написано под DirectSound, а ваша звуковая карта не поддерживает этот API на аппаратном или программном уровне, то вы не услышите ничего, кроме отрывистых хрипов (самый яркий пример - Quake II от IDSoftware). И как вы уже догадались, первой картой с его поддержкой был именно SB16 от Creative. Поэтому огромное количество людей встало в очереди в магазинах за новой картой - несмотря на ее сумасшедшую (по сегодняшним меркам) стоимость - около 200-230 долларов...

продолжение следует...

http://www.ixbt.com
http://www.creative.com

Copyright © Свет в Internet   Designed by Свет в Internet