Еженедельник Свет в Интернет

Главная

Новости

Статьи и обзоры
  Горожанин
  Обнинск в Internet
  Web Design
  Hardware
  Software
  Безопасность
  Серфинг
  Игродром
  Relax
  Технологии
  Web-обзор
  Интернет-ликбез
  Опросник
  УП-Технологии
  ART.net

Ссылки

Архив

О нас

Контакты

Форумы


Основатель:
К.Николаенко

Главный Редактор:
С.Коротков

Web Design:
Neutron


Наш спонсор






Порт POPULAR.RU
POPULAR.RU RegionalBanner Network.






Океан


НПП Метра - промышленные электронные автомобильные вагонные весы
Goldy Interior - салон офисной мебели: кабинеты руководителей, мебель для персонала

= Hardware =

Алексей Чигирев aka Hard

#28(69)/ 13.11.2001

ИСТОРИЯ ЗВУКА НА ПК

продолжение: начало в #65, #67

 

В прошлой статье мы уделили внимание методам хранения и синтеза музыки в формате MIDI на ПК. Остановились мы на трех "подверсиях" наиболее прогрессивного (и соответственно перспективного) метода синтеза музыки - WaveTable синтеза, которые были воплощены в жизнь четырьмя "монстрами" звуковой индустрии - Creative Technologies, ESS Technologies, Advanced Gravis Computer и Turtle Beach Systems. В этой статье мы поговорим о технологии, предложенной в 1993 году фирмой Advanced Gravis Computer, которая в буквальном смысле потрясла мир:))

Advanced Gravis Computer

Gravis UltraSound (в простонародье "гусь" - от аббревиатуры официального названия - GUS) была анонсирована в 1993 году никому неизвестной в то время канадской фирмочкой Advanced Gravis Computer. Напомню вам, что 1993 год по праву считается временем засилья креативовских Sound Blaster-ов (Classic и Pro) и их клонов от сторонних производителей. Поэтому шаг неизвестной (еще раз повторяю это определение) фирмой по выпуску звуковой карты не совместимой с Sound Blaster-ом (и соответственно со всеми программными продуктами, ориентированными на его применение) можно было считать по меньшей мере безрассудством (тут надо отметить, что в последствии Advanced Gravis все-таки выпустила программный эмулятор бластера - SBOS - Sound Blaster Operating System, а позднее и более функциональный его вариант - MegaEM, поддерживающий также эмуляцию карт Ad Lib, Roland MT-32 и т.н. General MIDI в качестве музыки, т.к. SBOS могла проигрывать только звук). Основное преимущество UltraSound-а перед Sound Blaster-ом (его и использовала Advanced Gravis в ходе рекламной кампании гуся) - WaveTable синтез везде (смысл этого высказывания я поясню в дальнейшем) и по цене карт с FM-синтезом - "всего лишь" за 230$ на момент выхода. Но вопреки всем законам гусь очень быстро стал одной из самых покупаемых карт, несмотря на все заверения аналитиков о бесперспективности этого продукта! Перейдем непосредственно к теории WaveTable-синтеза на UltraSound-е, именно в которой и крылся секрет популярности гуся...

Advanced Gravis создала UltraSound сделав ставку на свою патентованную технологию Patch Technologies - с ее помощью гусь синтезировал музыку, записанную в формате MIDI. Суть ее заключалась в следующем: на жестком диске компьютера хранились так называемые патчи (от английского Patch - заплатка) - каждый патч в своем файле с расширением .pat . По сути патч - этот все тот же сэмпл, так или иначе лежащий в основе WaveTable синтеза, но он отличался от него тем, что семплы могли грузиться в память карты только банками (не трехлитровыми ;)) ),а патчи полностью независимы. Таким образом, перед началом синтеза музыки драйвер UltraSound-а анализирует .mid файл и определяет тот набор патчей (то есть банк), которые нужны для воспроизведения. Потом этот банк загружался в локальную динамическую память на карте и микропроцессор гуся приступал к непосредственно к синтезу. То есть синтез на гусе происходил в три этапа: определение банка, загрузка банка и воспроизведение музыки (выше я говорил о том, что WaveTable синтез на GUS-е получается везде - теперь это должно быть очевидно: зачем ставить на плату лишний FM-синтезатор, если драйвер в любом случае прогружает банк патчей?.. Тут надо отдать должное инженерам Advanced Gravis - они одной технологией убили сразу трех зайцев: себестоимость карты, качество воспроизведения музыки - оно напрямую зависит от качества патчей, независимость карты от программного обеспечения). Естественно это всего лишь теория - на практике не может быть все так гладко. Самая большая проблема такого подхода - ограниченность объема памяти. Это, конечно, было предусмотрено в драйвере UltraSound-а - вот как он поступал в таком случае: при нехватки памяти на плате, драйвер перекодировал патчи с пониженной до 22КГц (вместо 44) частотой дискретизации; если памяти все равно не хватало, он снижал разрядность патчей до 8 бит вместо 16; если и в таком урезанном виде патчей памяти для них не хватало (это происходит крайне редко) он прогружал патчи, необходимые для воспроизведения какого-то определенного участка мелодии и динамически стирал и подгружал патчи - естественно в таком случае сильно страдает общая производительность ПК.

Плюс ко всему, патчи были отлично записаны - на сегодняшний день только Yamaha со своими XG наборами семплов может потягаться с GUS-ом в качестве воспроизведения музыки. К слову скажу, что и у вашего покорного слуги на его домашнем ПК стоит не что иное, как Gravis UltraSound MAX. Теперь перейдем к железной основе, на которой был выполнен первый "выводок" гусей. Так как на момент становления Advanced Gravis еще не обладала никакими производственными мощностями - все что у них было это перспективная (с их точки зрения) технология, грамотные маркетологи, богатые кредиторы и куча энтузиазма. Именно благодаря последнему пункту и был установлен контакт между Advanced Gravis и подразделением Turtle Beach Systems, занимающимся производством аудиочипов - ICS. Поэтому Advanced Gravis разместила заказ на доводку и производство "сердец гусей" не где-нибудь, а именно у ICS (может быть маркировка ICS на чипах тоже сыграла свою роль в продвижении гусей "в массы" - эту фирму люди знали уже не первый год и за время своего существования она показала себя с наилучшей стороны). Так и родилось первое (и к сожалению последнее) детище совместного творчества Advanced Gravis и ICS - ICS&Gravis GF1...

В следующем номере мы продолжим разговор о продуктах Gravis UltraSound и перейдем к звуковым решениям, выпущенным другими производителями в 1996 и 1997 годах. Забегу вперед и скажу, что тут возникнет конфликт уже не между разрядностью карт или методах синтеза музыки, а в способе их "общения" с ЦП - то есть в методе их подключения...

продолжение следует...

http://www.ixbt.com

Copyright © Свет в Internet   Designed by Свет в Internet