Еженедельник Свет в Интернет

Главная

Новости

Статьи и обзоры
  Горожанин
  Обнинск в Internet
  Web Design
  Hardware
  Software
  Безопасность
  Серфинг
  Игродром
  Relax
  Технологии
  Web-обзор
  Интернет-ликбез
  Опросник
  УП-Технологии
  ART.net

Ссылки

Архив

О нас

Контакты

Форумы


Основатель:
К.Николаенко

Главный Редактор:
С.Коротков

Web Design:
Neutron


Наш спонсор






Порт POPULAR.RU
POPULAR.RU RegionalBanner Network.






Океан


НПП Метра - промышленные электронные автомобильные вагонные весы
Goldy Interior - салон офисной мебели: кабинеты руководителей, мебель для персонала

= Обнинск в Internet =

БРЕМЯ ЦЫГАН

Сергей Эрденко и его ансамбль "Лойко" играют на скрипках так, что люди одновременно смеются, как на свадьбе, и плачут, как на похоронах.
История Валерия Панюшкина.

Это сейчас цыганский скрипач Сергей Эрденко со своей группой "Лойко" выступает на лучших филармонических площадках мира с музыкантами вроде Рави Шанкара или Иегуди Менухина. А тридцать лет назад он жил "проездом" в Самаре, учился в музыкальной школе, ездил погостить в дикое цыганское село Зубчаниновка и думал, будто великий скрипач и композитор Никколо Паганини - его дедушка, а великий скрипач и конокрад Лойко Зобар - дальний родственник.
Я просто по журналистской привычке спросил Сергея Эрденко, откуда он. Видимо, это бессмысленный для цыгана вопрос. Он не называет конкретной отправной точки в пространстве. Он рассказывает неизвестно когда начавшуюся историю, которая словно бы продолжает происходить и сегодня.
Вот Лойко Зобар заставляет людей одновременно смеяться и плакать, слушая его скрипку. Вот консерваторский профессор Гржимали на ярмарке в Нижнем Новгороде знакомится с семьей Эрденко. Семья эта - на самом деле ансамбль скрипачей. Солисту Мише Эрденко пять лет, и родители отдают Мишу профессору - учиться. Не стоит думать, будто все это происходило в прошлом веке. Мы говорим о времени цыган, где не имеет значения, когда что произошло. Вот Михаил Гаврилович Эрденко сам становится профессором консерватории. Вот потомок его, Дмитрий Васильевич Пономарев, тоже заканчивает консерваторию и заводит в семье традицию давать всем мальчикам классическое скрипичное образование. Вот Сережа Эрденко, подчиняясь этой традиции, учится в музыкальной школе. Сережина мама посредством цыганской скороговорки, вздохов и цоканья языком так заморачивает голову школьным учителям, что Сереже разрешают носить длинные волосы и не носить пионерского галстука, который, оказывается, вреден для цыгана. И Сережа ходит в белых рубашках с черным бантом на шее. В таком виде да еще со скрипочкой в руке он ездит к родственникам в Зубчаниновку, а тамошние мальчишки вообще, почитай, не носят ни рубашек, ни обуви, а только мотаются от рассвета до заката верхом на лошадях без седел.
Зубчаниновские родственники-цыгане, однако же, ревностно следят за тем, чтобы у них в гостях Сережа каждый день занимался музыкой и играл концерт Вивальди. Воровать колхозное сено его берут только на том условии, что Сережа будет упражняться в скрипичной игре. Веселый табор едет по полям, и сами колхозники добродушно подсказывают цыганам, какое сено лучше украсть. Потом наступает ночь, мальчишки купают лошадей. Кузнец и сказочный силач дядя Кузя берет Сережу железными руками, ставит на телегу и говорит: "Играй, ты сегодня еще не занимался".
Сережа играет Вивальди. Дрова в костре отщелкивают ему ритм. Сверчки в траве подыгрывают ему. Лошади фыркают в такт. Люди сидят и слушают концерт Вивальди с начала до конца. Кузнец дядя Кузя берет простую магазинную гитару за семь рублей. Гитара в его лапищах смахивает на скрипку. Он затягивает сипло бесконечную песню про дорогу, и его жена обязана подпеть ему вторым голосом.
Бесконечная дорога. Самара, Москва. Эрденко учится на актера, играет скрипача Сашку. В спектакле "Гамбринус" и просто в жизни. Он расхаживает по грязным московским пивным и играет на скрипке для пьяных подонков. Подонки обычно делятся на две разные партии. На тех, что хотят избить скрипача, и тех, что кричат: "Не слушай никого! Играй, цыган!"
Эрденко говорит, что в этой его цыганской музыке главное - дремучесть. Главное - контрасты. Главное, чтобы люди смеялись и плакали одновременно, как от скрипки Лойко Зобара. Чтобы бандюги в пивной передрались от этой музыки, потому что в душе одного ожило вдруг все самое светлое и чистое, а в душе другого поднялась вдруг со дна самая муть. Эрденко рассказывает, что если умирает цыганская девушка, то на ее похоронах сначала играют свадьбу. И что на этой черной свадьбе скрипачу легче сойти с ума. И что именно так и нужно играть всегда, как играют на черной свадьбе.
Самара, Москва, Лондон. Эрденко со своей группой "Лойко", просто наобум приехав в Лондон без копейки денег, просто случайно знакомится в Челси с владельцем бара "Эшбис". Он серб, этот человек, он эмигрировал из Югославии, но в те времена ему еще не важно, что он именно серб, а не цыган и не албанец. Цыганские песни напоминают ему родину. Он предлагает Эрденко играть в его баре, и целый год после этого по вечерам в баре "Эшбис" яблоку негде упасть. На цыганского скрипача приходят посмотреть "Дюран-Дюран", "Пинк Флойд", "Роллинг Стоунз", Алла Пугачева, Норштейн и продюсер Билл Лавледи, предлагающий Эрденко тур в Ирландию.
Лондон, паром, Дублин. Эрденко говорит, что на сотню ирландцев семьдесят - скрипачи, двадцать - поэты, а десять - утонченные ценители. Каждый их концерт в Дублине заканчивается джэм-сейшном, когда ирландцы подымаются на сцену и начинают вместе с "Лойко" играть бешеную смесь из цыганских и кельтских вариаций. Всего за один год в Дублине появляется три оркестра, состоящих из ирландских музыкантов, но играющих цыганскую музыку. А музыканты "Лойко" получают за свою музыку ирландское гражданство.
Дальше перечислять города бессмысленно. Не хватит страниц. "Лойко" едет с цыганским шоу Андре Хеллера в тур. И в каждом городе - концерты в оперных театрах и консерваторских залах.
"А есть, - спрашиваю, - такая страна в мире, где бы не было цыган?" "Есть, - говорит Эрденко. - Япония".
Он вернулся. Он ненадолго вернулся отметить пятисотлетие первого упоминания цыган в русских летописях. Пятьсот лет назад цыгане пришли в Россию. Эрденко со своей группой записали новый альбом, где в некоторых песнях - "переулочком пхэрэл, телеграммочку марэл" - русский язык забавно переплетается с цыганским.
Мы сидим на маленькой кухне. Новый электрический чайник и новая стиральная машина па фоне старой мебели из древесностружечной плиты наглядно рассказывают о времени цыган. Эрденко говорит, что цыгане просто не замечают времени. Для цыган нет никакого прогресса или меняющейся моды. Нет никаких оснований предпочесть обтянутой одеялами кибитке джумбо-джет "Боинг". Просто кибитки бог весть куда запропастились.
Сейчас мы закончим разговор, и цыганский скрипач Сергей Эрденко опять куда-нибудь поедет. Он всегда куда-нибудь едет. Чтобы убежать от горя. Чтобы разделить с друзьями радость. Чтобы сыграть концерт или записать пластинку из серии "Джипси Соул". Или просто так.

N.B. Концерт группы "ЛОЙКО" состоится в Доме Ученых 21 апреля в 18.00. Билеты продаются.

Copyright © Свет в Internet   Designed by Свет в Internet