Еженедельник Свет в Интернет

Главная

Новости

Статьи и обзоры
  Горожанин
  Обнинск в Internet
  Web Design
  Hardware
  Software
  Безопасность
  Серфинг
  Игродром
  Relax
  Технологии
  Web-обзор
  Интернет-ликбез
  Опросник
  УП-Технологии
  ART.net

Ссылки

Архив

О нас

Контакты

Форумы


Основатель:
К.Николаенко

Главный Редактор:
С.Коротков

Web Design:
Neutron


Наш спонсор






Порт POPULAR.RU
POPULAR.RU RegionalBanner Network.






Океан


НПП Метра - промышленные электронные автомобильные вагонные весы
Goldy Interior - салон офисной мебели: кабинеты руководителей, мебель для персонала

= Software =

Дмитрий Литвиненко (aka Anti)

Сила пингвина

В прошлом номере в обзоре Вистлера (aka Windows XP) была упомянута операционная система Linux, и так ненавязчиво упоминалось о возможностях типа всяких там прозрачных окон, нескольких рабочих столах, полностью настраиваемом "эксплорере" и тому подобном… Причем, это не будет какого-то там 25 октября, а уже давно существует: здесь и рядом, в коробочке с Линуксом!
Надеюсь, Вам уже стало интересно, так что давайте разбираться: что это за зверь такой.

Основы

Линукс - это операционная система в корне отличающаяся от Windows!
Этим сказано все: от и до.

Начнем как всегда с истории. Первый Линукс создал человек по имени Линус Торвальдс (torvalds@kruuna.helsinki.fi). Делал он эту операционную систему по образу и подобию UNIX, но в отличии от последней, вся фишка Линукса стала заключаться в том, что Линус привлек к дальнейшей разработке своих друзей, те попросили помочь своих друзей… И покатилось… Сейчас нет ни одной официальной версии Линукса, а есть огромное количество различных дистрибутивов, имеющие общее между собой лишь ядро, выпускаемое самим Линусом (последние версии: 2.4.x) Размер дистрибутивов варьируется от одной дискеты до десятка компакт-дисков. Итак, первая противоположность Виндосу: открытость разработки и в большинстве случаев программного кода. (Хотите помочь в разработке? Пожалуйста!)

Линукс - это на 98% UNIX. А что такое UNIX изнутри? Во-первых, это ядро, которое способно только выполнять команды и делать всякие внутренние функции (за клавой следить, мышкой и т.д.) Команды ядру даются через специальное черное окошечко с буквами, называемое консолью. И не вздумайте путать консоль с командной строкой ДОСа! Консоль - это программа, и консоли могут быть разные. К консоли надо еще получить доступ, поэтому в Юниксе введена система пользователей. При окончании загрузки системы, пользователя просят банально залогиниться и только потом дадут поиграться с командами. Но в чем вся фишка и отличие от квадратного, как форточка ДОСа, это то, что в процессе Вашей работы с консолью, Вы можете нажать Alt-F2 и зайти в другую консоль как второй пользователь одновременно! Причем, Вашу ненаглядную личность можно разделять до тех пор, пока не кончатся функциональные клавиши на клавиатуре, а когда они наконец кончатся, заходите по сети с другого компьютера :0)

Ну хорошо, мы получили доступ к консоли и хотим посмотреть, что там у нас есть на диске и в какой папке спрятаны игры… Опс… Кажется, Линукс не имеет понятия ни о каких C: D: и game.exe У него есть одна файловая система, в которой главной папкой является папка с многозначительным именем /, а из нее произрастают все остальные папки. У каждого файла, который попадает в систему есть свое место. Исполняемые файлы ложатся в папку bin, библиотеки в папку lib, а ресурсы, картинки и иконки в share. Все файлы, которые создают пользователи находятся в выделенной для каждого юзера папке /home/user_name

Линукс - это не просто многозадачная, это многопользовательская система. Естественно, отсюда следуют все феньки типа распределенных прав доступа, паролей и админов под прозвищем root.

Установка

OK. Теперь Вы знаете главные вещи, лежащие в основе системы Линукс. Расписывать здесь все было бы глупостью, так как этим занимается огромная куча книжек, которые можно найти прямо в Интернете. Теперь мы будем заниматься самым интересным, а именно установкой и осмотром того, что установилось.

Начнем с выбора дистрибутива. Самыми лучшими для начинающих исконно считаются дистрибутивы Red Hat и Mandrake. Причем, последний имеет редакцию по имени Mandrake Russian Edition SPRING 2001, из чего следует, что версия эта максимально заточена под Российского юзера. Отлично! Добываем дистрибутив, путем покупки в магазине, одолжения у соседа или скачивания с ftp.altlinux.ru Дистрибутив находится на 4-x дисках, но для установки всего необходимого достаточно только первого из них.

Прежде всего сделайте копию всей информации с Вашего жестика, потому что скоро ему предстоит быть отформатированным. Грузимся с CD и попадаем в инсталляционную программу. Не буду распинаться по поводу ее использования, так как для этого есть прекрасная справка, в отличие от MS, написанная по делу и даже с присутствием смайликов. Методом научного тыка с вероятностью 90% Вы в конце концов установите систему и уйдете на перезагрузку.

Первое, что Вы увидите при попытке грузиться, это окошко LInux LOader (LILO), который попросит Вас выбрать операционную систему для работы. Это, естественно, в случае если Вы оставляли на жестком диске DOS-разделы, на которых стоял Windows. Выбираем linux-up и наблюдаем процесс первоначальной загрузки. Через несколько секунд мы попадем в графический интерфейс X-Window, который попросит нас залогиниться. Вы должны указать имя root (если Вы на компьютере главный) и тот пароль, который устанавливали при инсталляции. Так же Вы должны выбрать графическую оболочку, о которой и пойдет речь далее.

Графика

Первоначально, UNIX, а затем и Linux представляли собой для пользователя черный экран с белыми буквами и мерцающим курсором. Согласитесь, это скучно. Тогда был изобретен консольный менеджер файлов по имени Midnight Commander, являющийся аналогом бессмертной идеи Нортона. Ну и наконец с пришествием графического интерфейса, в мире юниксоидов случился X-Window. Говоря просто, X-Window (или XFree86 или просто "иксы") - это пакет программ, умеющая переключать видеорежимы и рисовать окна в указанном месте. Окна в этом случае совсем не то, что Вы привыкли закрывать с помощью крестика, а просто некая прямоугольная область на экране. Следующим шагом является менеджер окон, который с помощью возможностей, предоставляемых иксами рисует, удаляет и двигает окна в том смысле, как все это привыкли понимать. Соответственно, менеджеры окон могут плодиться и размножаться в великом количестве. Кроме того, все они могут как угодно настраиваться, что влечет за собой огромное разнообразие бордюров, заголовков, бэкграундов, стилей и видов окон. Explorer просто плачет по сравнению с этим.

Менеджеры бывают большие и маленькие. Большие перерастают в серьезные графические оболочки (KDE), маленькие могут лишь оперировать окнами, но в то же время работать на совершенно чудных принципах (Englightment, Window Manager). Наконец, создаются графические оболочки, имеющие привычный рабочий стол, аналог кнопки "Пуск", и предоставляющие выбор наложить на все это любимый менеджер (GNOME).

Всю эту красоту Вам и предстоит оценить, после первого входа в Линукс. Ну, а в следующей статье мы подробно рассмотрим все самые известные графические оболочки и как сварганить рабочий стол, от вида которого у обычного виндосника челюсть выпадет, даже не заскрипев.

 

#16(57)/22.05.2001

Copyright © Свет в Internet   Designed by Свет в Internet