Главная
Новости
Статьи и обзоры
Горожанин
Обнинск в Internet
Web Design
Hardware
Software
Безопасность
Серфинг
Игродром
Relax
Технологии
Web-обзор
Интернет-ликбез
Опросник
УП-Технологии
ART.net
Ссылки
Архив
О нас
Контакты
Форумы
Основатель: К.Николаенко
Главный Редактор: С.Коротков
Web Design: Neutron
|
|
= Технологии =
Вячеслав Ветелев &
Андрей Свинаренко
По материалам статей http://www.ixbt.ru
Microsoft + NVIDIA = XBox?
Что такое Xbox и что мы о нём знаем?
Приведём здесь строку из Xbox FAQ: "XBox - это игровая приставка следующего поколения, которая разрабатывается крупнейшей на сегодня в мире компанией Microsoft Corporation".
Вместе с Microsoft в проекте участвует Intel, как поставщик процессоров типа PentiumIII, а также лидер графического рынка NVIDIA, которая разрабатывает помимо графической части почти все оставшееся.
Впервые о XBox официально мы услышали 9 марта 2000 года от самого Билла Гейтса. Его доклад прозвучал на Game Developers Conference'2000. На проходящей в том же году выставке E3 XBox победил в номинации "Best Peripheral/Hardware, Console", что вообще-то несколько странно, учитывая, что такое железо реально появится только в 2001 году.
За время, прошедшее от анонса XBox до сегодняшнего дня спецификация XBox претерпевает различные изменения.
На сегодняшний день, официальная спецификация гласит:
Ожидаемая производительность:
- 6.4GB/sec Memory Bandwidth
- 150 million micropolygons/particles per second
- 150 million transformed and lit polygons per second
- 100 million polygons per second sustained performance (shading, texturing)
- 4 simultaneous textures
- Compressed textures available at 6:1 compression
- Full-scene anti-aliasing
- DVD movie playback
- 1920x1080 maximum resolution
- HDTV support
Возможности аудиосистемы:
- 256 Audio channels
- 3-D Audio support
- Midi/DLS2 support
- AC3 encoded game audio
Операционная система:
Сильно (~500K) урезанное ядро Windows 2000. Как сообщается, будет запускаться специальная оболочка (Dashboard), которая будет играть роль Windows Explorer в консоли.
Это официальные спецификации. Давайте попробуем разобраться, что стоит за этими цифрами и что изменится в жизни владельца персонального компьютера после выпуска XBox.
Когда ждать XBox?
Первым сроком, указанным Microsoft, было рождество. Как и ожидалось, этот срок оказался недостижим по ряду причин, скорее всего, это была общая проблема как разработчиков аппаратной части, так и программистов, которые просто физически не успевали к назначенному сроку. Поэтому заранее оговаривалось возможное продление сроков, а недавно было объявлено, что приставка выйдет на рынок в первом квартале 2001 года, скорее всего весной. Обещают официальный пресс-релиз 10 марта 2001 года. Но можно смело предположить, что мы увидим презентацию XBox немного позже, если не на E3, то за неделю до открытия. Как правило, Microsoft не любит мешать все вместе и предпочитает отдельные представления, а вот на E3 будут стройными рядами стоять приставки и демонстрировать полную линейку игр всех жанров от всех известных компаний. Так что в лучшем случае пройдет год с того момента, как Microsoft официально объявила о начале работ над этим проектом до получения коммерческого продукта. Надо полагать, Microsoft придет к указанной дате достаточно подготовленной, чтобы не допустить таких казусов с дефицитом приставок, какие мы видим с Sony Playstation2 в Европе. По последним сообщениям, официальный представитель Microsoft в Европе по продвижению XBox заявил о задержке выхода приставки до первых месяцев 2002 года для того, чтобы обеспечить рынок достаточным количеством приставок. Ожидается, что к моменту выхода XBox будет доступно от 15 до 35 игр.
Чем отличается XBox от PC, и чем отличается XBox от других приставок.
Вообще-то ситуация с XBox складывается парадоксально, с одной стороны, это нормальная классическая приставка, с другой стороны, в ней так много от дорогого нам персонального компьютера, что порой возникает вопрос, чем же они отличаются. Тем более, что после туманного добавления Microsoft вполне возможна ситуация, когда XBox можно апгрейдить. Всем понятно, что приставка, собранная из стандартных компонентов, может быть легко модернизирована новым процессором или увеличением количества памяти. Так что, скорее всего, после выпуска спецификация меняться уже не будет, ибо тогда придется объяснять людям, почему их приставка за $500 через полгода нуждается в замене.
Но сможет ли Microsoft конкурировать на этом, новом для нее рынке? Как правило, всё, за что берется Microsoft, делается хорошо. У Гейтса в жизни был один большой промах - он недооценил роль Internet. Когда он осознал ошибку, в ход была запущена мощная машина, и через два года IE 4.0 стал одним из самых распространенных браузеров, а про то, что случилось с Netscape и вообще вспоминать не хочется. Она просто неудачно попала под каток. Так что, если посмотреть на сегодняшнее состояние рынка приставок, то становится ясно, что скоро там появится страшный и сильный хищник.
Невольно хочется отметить один важный момент, который почему-то плохо понимается пользователями в России. Распространенность консолей во всем мире и на западе, в частности, не идет ни в какое сравнение с нераспространенностью консолей у нас. На самом деле, это огромный рынок, прибыль от игр, выпущенных для приставок, как правило, больше, чем у игр для PC. Емкость этого рынка оценивалась около 12 млрд. долларов в год. Именно за эти деньги и собирается побороться Билли.
Особое внимание хочется уделить вопросам, активно обсуждаемым на официальном сайте XBox. Некоторые детали точно указывают, на кого ориентируется производитель. Например, утверждается, что время загрузки "будет сильно уменьшено" и не будет отличаться от аналогичных показателей других консолей. И это очень напоминает рекламную компанию Windows Me, в которой уменьшенное время загрузки представлялось чуть ли не главным достоинством новой ОС. Можно предложить реальный способ ускорения загрузки - это обычный режим Hebirnate, реализованный в Windows 2000. При выключении компьютера содержимое оперативной памяти сохраняется на диск, а при включении считывается обратно в память и продолжается работа с того места, где прервались в прошлый раз. Благодаря такой возможности машину с достаточно быстрым процессором и 64Мб оперативной памяти можно загрузить секунд за 20, а если учесть, что конфигурация приставок будет стандартной, то эту операцию можно будет еще сильнее оптимизировать. Так что этому заявлению разработчиков можно вполне доверять.
Кто пишет игры для XBox и как будет действовать Microsoft для того, чтобы привлечь разработчиков?
Мы потихоньку добираемся до самого главного. То, без чего даже самое лучшее железо остается всего лишь железом - это программное обеспечение, то есть игры. В последнее время мы видим постоянный поток сообщений о том, то кто-то из грандов игровой индустрии теперь ориентируется в первую очередь на рынок приставок (читай XBox), а уж во вторую - на рынок PC, а то и вовсе не будет этого делать. Объявлено около 200 студий разработчиков, которые теперь разрабатывают игры для XBox. Недавно Electronics Arts заявила, что будет разрабатывать целых 10 тайтлов только под XBox, многие из которых не увидят пользователи PC, что уже заказаны 500 XDK (XBox Development Kit) для разработчиков, и что идет модернизация студий для разработки консольных приложений.
Почему же такое единодушие? Почему гранды игровой индустрии готовы отказаться от целого рынка в пользу XBox? Есть два варианта ответа: первое - Microsoft убедила разработчиков в перспективности развития этого рынка и предоставила льготные условия по продаже и раскрутке игр для этих компаний. И второе - она смогла "аргументировано" объяснить, почему рынок PC будет менее перспективным для продажи игр в будущем по сравнению с XBox. И у Microsoft, как ни у кого, есть много способов осуществить это на практике. Интересно, что мы увидим в Windows Whistler? Где появится первым DirectX 9.0?
Как правило, до сегодняшнего дня интересы PC-ных игроков и приставочников не пересекались. На приставках много аркад и файтингов, которых практически нет на PC, на приставках появляются основные хиты из жанра стратегий и FPS, но при взгляде на эти игры "hardcore gamer" просто пожимал плечами, потому что графика была слабее, а каким образом играть с помощью геймпада в 3D шутер или стратегию, нам просто не понятно. Залог этих игр - быстрая мышь и клавиатура. Да, на приставках есть и Unreal. Игры на движке от Epic появились и на Dreamcast и на PS2. Но совместимым сетевой код не делают принципиально. Закаленные в боях писишники порвут бедного приставочника как тузик тряпку, а кому захочется быть аутсайдером? Так что он-лайновые бои будут идти, скорее всего, в своих песочницах.
Так что же предстоит пережить пользователям PC?
Поздний выход игр на РС. Про это уже немало сказано, и то, что это будет так, сомневаться не приходится. В лучшем случае мы просто увидим выход этих игр с задержкой на год (так, как это происходит с фильмами, которые появляются в видеопрокате - только после показа в кинотеатрах). В худшем, мы не увидим их вообще. В самом худшем, Microsoft сделает платформу PC неперспективной для игр.
Другая неприятная вещь, с которой нам, похоже, придется столкнуться, это высокая стоимость новых видеокарт, аналогичных по производительности NV25. В этой ситуации ни Microsoft, ни NVIDIA не заинтересованы в появлении на PC сильного конкурента. Учитывая последние события - покупка активов 3dfx, это становится не так сложно. С другой стороны, законы рынка никто не отменял, поэтому наиболее вероятная цена на NV20 будет начинаться в районе $500, а затем будет постепенно снижаться.
И вот тут мы приходим к самому интересному: если весной этого года спецификация XBox будет достаточно конкурентной благодаря сильному графическому ядру от NVIDIA, то в дальнейшем NVIDIA попадает в щекотливую ситуацию. Ей необходимо выпускать новые видеокарты, этого потребует рынок PC, но это ухудшит позиции XBox. Как сложатся отношения нынешних партнеров? Будет ли Microsoft препятствовать выпуску новых графических чипов от NVIDIA? Учитывая уход основного конкурента, NVIDIA может себе спокойно позволить вернуться к старому темпу выхода новых чипов - один раз в полгода, или даже замедлить его, если ATI или Matrox не покажут что-нибудь солидное
Наш ответ Чемберлену.
Я думаю, уже все поняли, что защищаться нам (пользователям PC) придется. И у нас есть такое средство...
Эмулятор XBox для PC. Это то, что спасет нас и очень сильно подпортит XBox жизнь. Давайте еще раз взглянем на спецификацию с точки зрения создания такой программы. Операционная система почти та же. И это наш шанс, и не малый. Мы все видели эмуляторы для Sony Playstation. Да, они требовали бОльших вычислительных мощностей, но это как раз не проблема. К лету большинство обычных пользователей будет сидеть на 1GHz, даже сейчас малобюджетные системы комплектуются Celeron 566-633, которые наши героические люди гонят до 850-950MHz или же Duron соответствующей частоты. Пока идет борьба между AMD и Intel, нам ничего не грозит. Останется получить тот самый пресловутый Dashboard, и среду на PC, в которой он будет запускаться. Скорее всего первые варианты появятся через неделю после выхода XBox.
Наверняка в ближайшее время NVIDIA будет связана обязательствами с Microsoft по поставке чипов, поэтому на рынке сейчас остается только один серьезный свободный игрок, который бы мог делать видео для других приставок - это ATI. Но она уже тоже не совсем свободна. 24 августа 2000 года появился пресс-релиз, в котором сообщается, что ATI Tech будет разрабатывать графический чип для приставки следующего поколения для Nintendo GAMECUBE™. Битва перемещается и на эти поля.
Формат дисков полностью совместим. Ну что же, пиратские копии дисков появятся в любом случае. Да и лицензионные копии никто не отменял. Здесь тоже проблем для нас пока не предвидится.
USB аппаратно не будет отличаться, но в драйверах будет какое-то изменение, чтобы нельзя было использовать стандартные PC-ные игровые устройства на XBox. А этого и не надо, главное, что это устройства, которые имеют драйвера, и с точки зрения DirectX нам не очень-то важно, каким местом и к чему он подключен. Серию манипуляторов Microsoft Sidewinder еще никто из продажи не изымал.
Видео - немного сложнее. И отсутствие сильного конкурента NVIDIA с аналогом NV20 (а лучше более производительного) с полной поддержкой DirectX 8.0 сильно сыграло бы на руку пользователям PC. Большой шанс для ATI, или кого-нибудь нового. Если бы 3dfx оставался живой еще полгода и все-таки выпустил Rampage, то тут бы мы увидели что-нибудь интересное. После выпуска XBox у конкурентов NVIDIA будут развязаны руки, в то время как первая будет связана обязательствами и финансовыми интересами, и если эмулятор для XBox не напишут фанаты, то его надо будет написать конкурентам и отдать фанатам.
И ещё один момент: охота на эмулятор со стороны Microsoft будет куда жестче, чем в свое время гонялись за UltraHLE. Будет война? Да, наверняка…
И последнее: Наверняка в момент выхода эмулятора он не будет обладать достаточной производительностью, чтобы успешно заменить приставку, в нем будут определенные ограничения по совместимости на первых порах, но через год ситуация может кардинально поменяться.
Что ж, поживём - увидим…
#5(46)/ 06.03.2001
|
|