= Web Дизайн =
la_serg
JavaScript: Введение
Добрый день (утро, вечер, ночь - нужное подчеркнуть). Давайте
без лишней лирики перейдем прямо к делу. Вы наверное уже не раз
встречали тег <script></script>. Этот тег обозначает
начало и конец скрипта. Для чего нужны скрипты?
Все
очень просто, без скриптов Ваша страничка будет статична, ну или
в лучшем случае будет обладать элементами анимации (я имею в виду
gif89a). Сейчас такие страницы не модны. Сегодня, каждая уважающая
себя страница хочет быть интерактивной, вот здесь и всплывают скрипты.
Предвидя возражения знатоков, упомяну технологию flash. Эта технология
позволяет создавать графический интерактивный файл, но замечу, что
вся интерактивность flash содержится в т.н. ActionScript. Т.е. мы
имеем скрипт, только в другой форме. Подробное рассмотрение flash
выходит за рамки данной статьи.
Вернемся к нашим скриптам. Тег <script>
имеет 2 параметра. Параметр language определяет язык на котором
написан данный скрипт. Имеются 2 наиболее популярных языка JavaScript
и VBScript. VBScript это скриптовая версия великого бейсика. Его
понимает только MSIE, поэтому он не заслуживает рассмотрения. JavaScript
это, как Вы догадались, потомок Java. JavaScript интерпретируется
любым современным браузером. Скрипт может находиться в отдельном
файле, для того чтобы подключить такой скрипт используется параметр
src. Этот параметр указывает путь к файлу со скриптом и выглядит
примерно так: src="filename.js".
JavaScript - объектно-ориентирован, и Вы можете использовать все
прелести ООП. В нем предопределено несколько объектов, которыми
Вы будите вынуждены пользоваться (такие как Date, Math и т.д.).
Объекты, естественно содержат свои методы (например, генерация случайного
числа, тригонометрические функции для Math; методы оперирования
с датами и временем для Date).
Синтаксис JS повторяет синтаксис Java и, соответственно, синтаксис
C/C++. Т.е. мы имеем точку с запятой (;)
после каждого оператора (действия), комментарии после двойного слеша
(//) и тело функции (цикла) внутри
фигурных скобок ( { } ).
Приятной особенностью JS является не фиксированная величина массива,
т.е. объявляя массив Вам ненужно указывать его размер - каждый новый
элемент массива автоматически становится последним. JS позволяет
создавать массивы объектов (например, массив объектов типа Image,
Date и т.д.).
При нахождении тега <script> браузер начинает интерпретировать последующую информацию в соответствии с параметрами тега. Тело скрипта содержит набор операторов и переменных. Этот набор интерпретируется и исполняется в строгой последовательности (от начала к концу:))). Но что бы достичь настоящей интерактивности, необходимо давать какую-то реакцию в ответ на действия пользователя. Для этого операторы объединяют в функции. Существует большой набор событий (полный список в одном из следующих номеров), к которым в соответствие можно поставить любую функцию.
Для объявления переменных в JS используется ключевое слово var.
Например, чтобы объявить переменную host мы пишем:
var host;
JS - без типовый язык. Т.е. абсолютно неважно, что Вы хотите хранить
в переменной - один символ, число или целую строку. Все операции
автоматически определяют, как правильно обработать содержимое переменной.
Пример простой операции:
var a, b;
a = 90; b = 167.98456;
var c = a + b;
Для определения функций используется ключевое слово func. Тело
функции содержится внутри фигурных скобок. Пример простой функции:
func sum() {
c = a + b;
}
Вызов этой функции: sum(); При вызове функция суммирует значение
внешних переменных a, b и записывает результат в c. Функция может
содержать сколько угодно параметров. Параметры указываются в круглых
скобках (после имени которые) через запятую. Естественно функция
может возвращать что-нибудь, для этого используется метод return.
Пример функции с параметром:
func area(r) {
return ( r * r * 3.14);
}
Вызов: var circle = area(9); Данный вызов присвоит переменной circle
результат выражения r * r * 3.14, а это есть площадь круга с радиусом
9 (т.к. мы задали параметр r=9 при вызове).
Я надеюсь, Вы смогли оценить всю мощность и полезность JS. Существует
множество прикладных задач, решаемых с помощью этого инструмента,
но об этом - в следующих выпусках.
#4(45) /27.02.2001
|